Ммм... прям радуюсь за нас
http://echo.msk.ru/programs/dozor/953067-echo/#videoА правда, что российские программисты, они, действительно, лучшие в мире или одни из лучших в мире, или это такая легенда, которой мы себя тешим, чтобы нам было приятно?
А. КАРАЧИНСКИЙ: Нет, это совершенно не легенда, это правда. Я могу рассказывать о собственном опыте. В нашей группе, в нашей компании почти 10 тысяч человек, 90% - это программисты. Я извиняюсь, что я сейчас чуть-чуть порассказываю, но мне кажется, что это важно. БОльшая часть нашей работы как программистов происходит не в России. Мы работаем для вертикалей технологических, у нас очень много людей работают для финансовых институтов.
Самые крупнейшие в мире банки – Дойче Банк, UBS, Ситибанк, Merrill Lynch – заказывают в России программное обеспечение, одно из самых сложных. Один из недавних наших проектов – мы делали системы управления рисками в деривативных операциях. Один из наших заказчиков, один из руководителей крупнейшего в мире банка сказал: «Мы думали об этой системе много-много лет, искали тех, кто в состоянии это сделать. Когда мы говорили в других странах, то нам сложно было найти сплав математики и программирования в одном месте на таком высоком уровне. Вот в России это было возможно».
Мы работаем в автомобильной промышленности. Очень много систем, вернее даже большая часть систем, которые есть сегодня почти во всех современных машинах у таких производителей, как «Ауди» и «Мерседес», BMW, «Фольксваген», «Форд», написана российскими программистами. Известно, что российские программисты много работают с «Боингом». Так получилось. «Боинг» выбрал их в качестве самых сильных. Почти 10 лет на «Боинге» делается масса проектов, даже 12 лет. Мы сделали для «Боинга», по-моему, 86 проектов, многие из которых – это просто уникальные системы, которые мы выиграли в очень жесткой борьбе со многими другими компаниями в мире.
Конечно, наши главные конкуренты – это индусы. Индия сделала потрясающую работу. Они придумали эту идею, что можно создать фабрики программирования, создали их. Самая большая компания у них – почти 170 тысяч программистов. В прошлом году они на экспорт продали программного обеспечения - все-таки уже нельзя сказать, что это программное обеспечение, это больше уже идеи, мозги, креативность – почти на 80 млрд. долларов.
О. БЫЧКОВА: А почему так у индусов? Это особенность национального характера?
Т. ЛЫСОВА: Я слышала, что это дешево и сердито.
А. КАРАЧИНСКИЙ: Это неправда. Я просто про 80 млрд. одну вещь скажу. Каждый доллар, который приходит у них из-за границы, у него такая структура, что примерно 70-80% этого доллара – это зарплата, 20-30% - это всё остальное. А если взять, например, доллар, который мы получаем от экспорта нефти, то там совсем другая история. Там примерно 70-80% - это вложения в инфраструктуру в тех местах…
А. КАРАЧИНСКИЙ: Налоги мы не берем, потому что налоги – это акцизы, которые государство берет. А я говорю уже про те деньги, которые получены. Там бОльшая часть вкладывают в инфраструктуру в тех местах, в которых, как вы понимаете, проложить временную дорогу к этой скважине. Эта скважина кончилась – дорога больше не нужна. Временное жилье, которое там строят, и так далее. Т.е. они вкладывают очень много, почти 70-80% они как раз вкладывают в то, чтобы добыть следующий баррель. Как вы понимаете, это очень мало влияния оказывает на экономику. Вот зарплата – это огромное влияние на экономику.
Вспомните, во всем мире есть потребительский индекс, как он растет, как он падает, и это очень важно для всех экономистов, потому что мгновенно по тому, как потребитель себя ведут, они говорят: экономика лучше себя чувствует, экономика хуже себя чувствует. В этом смысле аналитики считают, что если сравнивать с нефтяными деньгами, то они считают один к четырем. Т.е. если взять 80 млрд., полученных на экспорте в Индии, то это примерно то же самое, что 240-250 млрд., если бы они экспортировали нефть. А это примерно столько же, сколько и мы. Мы где-то 250-300 млрд., я точно цифры уже не помню.
Я к чему говорю? Экспортировать знания, где основная структура – это зарплата, это для экономики страшно выгодно. Что такое зарплата? Это наркотик экономики. Люди получают зарплату, дальше они ее тратят внутри: они учат своих детей, покупают квартиры, идут в магазины, идут в рестораны, отдыхают. Это мы развивают свою внутреннюю экономику, что сильно отличается от сырьевых областей, потому что там развиваются в основном инвестиции в инфраструктуру в тех местах, где добывают.
############################################################################
А. КАРАЧИНСКИЙ: Так вот если сегодня посмотреть на систему образования, которая у нас есть, несмотря ни на что, она совсем другая, чем во всем остальном мире. Во всем мире, про который мы говорим, там все-таки система образования, во-первых, очень сильно построена на кейс-моделях. Вспомните, чему нас учили в школе. Нас учили математике, мы учили таблицу умножения, мы учили алгебру, геометрию. Это были чистые абсолютно, теоретические знания.
О. БЫЧКОВА: В отрыве от практических кейсов.
А. КАРАЧИНСКИЙ: И сегодня до сих пор это так происходит. У них, если посмотреть на школу, это практические кейсы: мы пошли с другом в магазин, у нас 10 копеек, три яблока, яблоко стоит 2 копейки, сколько мы купим яблок. У них всё очень завязано. Т.е. знания у них приобретаются большей частью через практические вещи, чем через фундаментальные.
Т. ЛЫСОВА: И дети это лучше воспринимают.
А. КАРАЧИНСКИЙ: Может быть. Но мы к чему идем? Вторая вещь – университеты, что еще более важно. В университетах у нас точно такое же фундаментальное образование. Где-то уже появились кейс-модели, но, тем не менее, это в большей степени фундаментальное образование. Что такое кейс? Кейс – это отличная вещь для менеджера. Менеджер должен точно знать, как себя вести в этой ситуации, как ее делать, что повторять.
Инженер, в отличие от менеджера, он должен, встречая одну и ту же ситуацию, каждый раз пытаться придумать ее новое решение. Представьте своего подчиненного, который у вас менеджер, который каждый раз водной и той же ситуации будет придумывать новое действие. Это будет кошмар для вас как для руководителя или кошмар для вас как для подчиненного, потому что вы в одной и той же ситуации будете встречаться с новым действием своего подчиненного или руководителя.
А для инженера это самое главное. Если каждый раз он будет пытаться найти новое решение, отсюда и возьмется это загадочное слово, о котором мы все сейчас так любим говорить, под названием инновации. Он пытается каждый раз найти новое решение, в конце концов находит какое-то уникальное решение, которое двигает вперед технологию, науку и многое другое. И в этом разница образования. Потому что если вы посмотрите, как устроена система образования в Англии, в Европе, в Америке, в той же Индии, то там везде система высшего образования на кейс-моделях.
Очень интересно, что китайцы тоже начали строить сначала свою систему по абсолютно западной системе кейс-моделей, потом быстро сообразили, посмотрели на Россию, и в какой-то момент мы обнаружили, что огромное количество наших профессоров замечательных работают в Китае, строя китайскую систему образования. Если посмотреть на многие лучшие университеты китайские, то в них очень много взято от той модели, которая была придумана в Советском Союзе.